15.07.2020

Самый большой вертолет — inethelp.ru

Когда речь заходит о вертолетах, незнающий человек представляет себе небольшой летательный аппарат, в кабине которого уместится 4-5 человек. Они тоже существуют, но их приобретают для личных целей. Их вес — около 115-200 кг. При этом самый большой вертолет в мире весит 105 тонн. Он называется Ми-12, или «Гомер».

О создании вертолета и интересных фактах — в материале редакции 24СМИ.

Особенности создания конструкции

Ми-12 — чемпион среди больших вертолетов. Он самый тяжелый и грузоподъемный в мире. В 1959 году началась его сборка. В СССР в этот период создавали ракетные войска. Взлетные полосы строились подальше от аэродрома, чтобы избежать внимания противников. Военные столкнулись с проблемой: доставка неразборной баллистической ракеты с завода до площадки. На тот момент не было самолета или вертолета, которые имели бы грузоподъемность 40-50 тонн. Совет Министров СССР поручил конструкторским бюро создать такой аппарат.

«Гомер» создал советский конструктор Михаил Миль. Каждая его машина становилась гениальным творением. Миль сконструировал в том числе и тот самолет, который собирались удвоить при создании самого большого аппарата. В конкурсе на создание будущего Ми-12 претендовало несколько бюро, но всемирная известность Миля помогла ему победить.

View this post on Instagram

A post shared by Наталья (@natashka_i_koshki) on May 23, 2018 at 10:47am PDT

Чтобы сделать проект дешевле, создатели решили удвоить винтомоторные группы Ми-6. Они уже прошли испытания и производились серийно. Модель грузового вертолета — четырехдвигательная машина, созданная по поперечной схеме с двумя винтами. Идея появления Ми-12 понравилась всем главнокомандующим, ведь теперь в любой момент можно перевезти не только военных и легкую технику, но и танки.

Сначала конструкторы, работающие в команде Михаила Леонтьевича, решили создать аппарат по продольной схеме, но возникли проблемы. Фюзеляж получится большим и длинным, он не подходил под тактико-технические требования. После того, как команда провела анализ работы продольной схемы, выяснилось, что на ней возможна только низкая скорость и скороподъемность. Если 2 двигателя откажут, вертолет не продолжит движение. На ее работу влияли даже погодные условия: повышенная температура наружного воздуха выводила аппарат из строя. От продольной схемы отказались.

Технические характеристики

Транспортные возможности вертолета Ми-12 поражали весь мир. Первый полет состоялся 10 июля 1968 года. Уже через год аппарат поднял груз весом 44 тонны, этот рекорд не побит до сих пор. Дальность полета Ми-12 — 500 км, а скорость — 260 км/ч. Всего за 5 лет конструктор создал летающую «махину», которая всегда считалась символом СССР. Если суммировать мощность всех 4 двигателей, получается 26 тысяч лошадиных сил.

Первый полет едва не обернулся бедой, так как поднявшийся вертолет сразу потерял управление. Летчик-испытатель В.П. Колошенко совершил жесткую посадку с высоты 10 метров. В результате обрушился обод самолета. Величественная машина, созданная русскими, «резала» глаз Европе, поэтому зарубежные СМИ написали, что «развалился» весь вертолет. Причиной неисправности стал неучтенный факт, ведь не все научные открытия на тот момент были сделаны. Уже через 2-3 часа конструктор понял, в чем неисправность, но на ее устранение потребовался год.

View this post on Instagram

A post shared by Люблю Старые Фото️ (@lublu_moscow) on May 28, 2020 at 2:11am PDT

Проводка системы управления аппаратом сделана более жесткой. На стабилизаторе виднелись дополнительные кили. Так, создатель устранил неисправность, и в декабре 1968 года вертолет совершил первый вертикальный подъем. Чтобы улучшить пилотажные характеристики, крылья имели угол поперечного V. Грузовой отсек выполнен в виде полумонокока. Спереди расположилась двухэтажная кабина экипажа. Она рассчитана на 6 человек: наверху — штурман и бортрадист, а внизу — 2 летчика и 2 бортмеханика.

В хвостовой части установлены боковые створки, через которые на борт доставляют тяжелую технику. В грузовом отсеке уместится 200 солдат, настолько велики его размеры. Навигационные системы помогали управлять вертолетом во время природных катаклизмов и опасных метеоусловий.

Удивление американцев

В 1971 году в авиасалоне Ле-Бурже вертолет Ми-12 ошеломил всех гостей. Американцы, которые привезли Boeing Vertol CH-46, не скрывали удивления. Они вкладывали в рекламу силы и деньги, но их машина по техническим показателям уступала аппарату Миля. Чтобы оценить открытие, в очередь выстроились сотни человек. Среди них был сын русского конструктора Сергей Сикорский. Он отметил, что это величайшее техническое достижение, которое не сравнится ни с чем.

View this post on Instagram

A post shared by Люблю Старые Фото️ (@lublu_moscow) on May 28, 2020 at 2:04am PDT

За проделанную работу Миля наградили призом И.И. Сикорского. Конструктор не дожил до вручения, поскольку за год до этой выставки он скончался. Ему было 60 лет, случился инсульт. Из-за постоянного стресса здоровье Михаила Миля подкосилось. Он принимал близко к сердцу неудачи, связанные с его изобретениями. Первый провальный полет Ми-12 ему дался тяжело, он переживал месяцами. Организм не выдержал постоянного напряжения.

Ми-12 установил 7 мировых рекордов, большинство из которых до сих пор не побиты. Заводские испытания, которые проходили все летательные аппараты, «Гомер» прошел успешно. Он 122 раза летал и 77 раз висел в воздухе. Эти испытания доказали надежность конструкции.

Интересные факты

1. Советское правительство не одобряло проект Миля. Оно считало, что потребности народного хозяйства в перевозке покрывали Ми-6 и Ми-10, а у военных уже появились усовершенствованные ракетные установки, которые весили в 2-3 раза меньше прежних. Затраты на постройку конструкции они называли напрасными.

Читайте такжеСамые быстрые вертолеты

2. В 2009 году американская компания сообщила, что на основе экземпляра Ми-12, который она купила у России, строится отель-вертолет. Он состоит из 4 этажей и 18 номеров. «Мульку» не приняли всерьез, как стало известно позже, это был рекламный ход для интернет-сервиса.

Источник: 24smi.org