Дефицит роста: нужно ли России тратить больше заработанного — inethelp.ru

Российский вице-премьер Юрий Борисов предложил отказаться от практики профицитного бюджета и не стесняться переходить на финансирование за счет заимствований. По его словам, отказ от консервативной фискальной модели позволит увеличить экономический рост и тем самым снизит зависимость от нефтяных доходов. На деле отход от накопления и сбережения в бюджетной политике уже начался в связи с эпидемией и экономическим кризисом. Насколько долго сохранится готовность властей активно тратить — вопрос второй. Подробности — в материале «Известий».

Традиционно российское государство чередовало мягкую и жесткую фискальную политику. В кризисный период 1990-х годов бюджет был хронически дефицитным. Даже так, впрочем, его постоянно не хватало ни на что в силу более чем скромных размеров. Экономика лежала в руинах, а с той ее частью, которая все-таки работала, собрать налоги было проблематично.

Посчитают по осени: Минфин и Минэк отложили пересмотр бюджета и макропрогноза

Изначально поправки министерств были запланированы на апрель

Так, по итогам 1998 года общая величина расходов бюджета составила 500 млрд рублей (около $35 млрд), даже со всеми поправками на инфляцию — лишь вдвое больше нынешнего бюджета Москвы, а в долларах — заметно меньше. Дефицит составил около 130 млрд рублей, или около 5% ВВП. Разница между доходами и расходами компенсировалась активными заимствованиями на внешнем и внутреннем рынках. Собственно, чрезмерно большая задолженность при низкой кредитоспособности и стала ключевой причиной дефолта 1998 года.

После горького опыта финансового краха правительство резко ужесточило бюджетную дисциплину. С 1999 года строго соблюдался бюджетный профицит, а расходы держались на сравнительно низком уровне. Тем не менее экономика познала беспрецедентный период роста, а сам бюджет раздувался как на дрожжах. Произошло это по многим причинам — высокие цены на нефть, мировая финансовая конъюнктура (приток денег на развивающиеся рынки), многократное увеличение собираемости налогов и общий восстановительный рост после провала 1990-х.

Дефицит роста

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

За это время были полностью выплачены почти все внешние долги и сформировался солидный по размерам стабилизационный фонд. В то же время экономический рост того периода носил несколько однобокий характер и усилил зависимость страны от цен на углеводороды.

Апрельские кризисы: покупка Сбербанка ненадолго сделала бюджет профицитным

Однако регулярные доходы в прошлом месяце рухнули на 30%

В условиях кризиса конца 2000-х кубышка была распечатана, и на протяжении нескольких лет национальный бюджет был дефицитным. Так произошло в 2009–2010 и 2012–2014 годах, впрочем, в последнем случае дефицит был крошечным и составлял менее 1% ВВП. В 2015 году, после обвала цен на нефть, правительство вновь тратило больше, чем зарабатывало. Но вскоре было принято бюджетное правило, и как только стоимость углеводородов пошла вверх, бюджет вернулся к уверенному профициту, а Фонд национального благосостояния стал быстро расти.

Перед началом нынешнего кризиса государство накопило мощный финансовый резерв, достигший $150 млрд. Хотя кое-что из этой суммы было решено потратить, общая стратегия бережливости сохранялась. При этом такая политика неоднократно критиковалась и в деловых кругах, и среди экспертов, которые считали, что постоянное накопление резервов и профицит бюджета для экономики вредны (так как изымают из нее деньги).

После начала эпидемии бюджетные планы пришлось скорректировать, триллионы рублей должны уйти на финансовую поддержку компаний, банков, малого бизнеса и уязвимых категорий населения. По прогнозу Банка России, дефицит бюджета в этом году может составить 5–6% ВВП, чего не наблюдалось уже 11 лет. Однако до сих пор непонятно, будет ли этот год исключением из правила или власти решатся на принципиальный пересмотр стратегии.

Приглашение на казну: дефицит бюджета в 2020-м может составить 5,6 трлн

Среднегодовая цена на нефть, согласно прогнозам, останется на уровне $20 за баррель

Если оценить мировой опыт, то профицитный бюджет является скорее редкостью, чем нормой. Большинство государств тратят больше, чем зарабатывают. В эту категорию входят и США, которые ежегодно допускают триллионные дефициты (последний раз профицит в стране фиксировался в конце 1990-х годов), и почти все европейские страны, с хорошо известным исключением в виде Германии. Скупость немцев, старающихся держать бюджет сбалансированным, неоднократно вызывала критику в ЕС, но Берлин продолжает настаивать на своем.

Дефицитный бюджет обычен не только для развитых, но и для развивающихся стран. Если посмотреть на членов БРИК, то единственной страной, которая чаще имеет плюс в казне, является Россия. Бразилия, для сравнения, в последние годы имела дефицит в 7% ВВП в среднем, Индия — 4%, Китай — около 3%. В регулярном минусе в 2010-х годах находится и такая чисто сырьевая держава, как Саудовская Аравия, впрочем, для нее это может обернуться большими проблемами в будущем.

Дефицит роста

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Стоит ли России воспользоваться коронавирусом как поводом для пересмотра фискальной политики и присоединиться к мировому мейнстриму? По словам шеф-аналитика TeleTrade Петра Пушкарева, этот момент настал.

Потеря из-за потерь: при нефти за $10 бюджет недополучит 4,7 трлн рублей

Среднегодовая цена ниже $30 маловероятна, считают эксперты

— Бюджет России уже в любом случае получится дефицитным — с учетом недополученных сырьевых доходов и пандемии. А значит, молиться на профицит у сторонников «взвешенного» бюджета всё равно не выйдет. Вопрос лишь в размерах этого дефицита, и вот тут, считаю, действовать надо смелее.

Собеседник «Известий» отметил, что у государства имеются большие возможности по покрытию дефицита, так как оно является стабильным и надежным заемщиком, более того — одним из самых привлекательных в мире.

— Выручка правительства от размещения рублевых займов по облигациям федерального займа на последней майской неделе составила больше 85 млрд рублей, а в одну из предыдущих недель мая достигала и 170 млрд рублей. Это значит, что даже с учетом необходимости иногда гасить некоторые старые займы и регулярно платить держателям ранее выпущенных российских бумаг по ним проценты только лишь по этому каналу ОФЗ Россия в состоянии спокойно привлечь за год до 2 трлн рублей, чтобы финансировать за счет такого притока денег бюджетный дефицит в размере не менее чем 1,8% от годового ВВП страны.

Весеннее благосостояние: в кабмине обсуждают заморозку бюджетного правила

Это позволит нарастить поддержку экономики

По его словам, доходность для держателей российских долговых обязательств, колеблющаяся сейчас между 6,5 и 7% годовых, на порядок превышает любые проценты, которые иностранные инвесторы могут получить по казначейским бумагам не только США, но и Британии, Австралии. Более того, эти проценты вдвое больше, чем по долгу Малайзии. Соответственно, и проблем с этими денежными потоками извне ждать неоткуда.

Как считает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах, полезность дефицита будет зависеть от того, как именно он будет применяться.

— Если дефицит бюджета допустим в отличие от жесткой финансовой политики последних лет, то можно использовать его двумя способами: больше расходовать или собирать меньше налогов. Второе в наших условиях более или менее способствует экономическому росту. Насчет расходов — зависит, на что тратить. Понятно, что вице-премьер по оборонке должен ратовать за рост расходов — работа у него такая. Но насколько для экономического роста это будет благотворно, единого мнения нет.

Дефицит роста

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Просвещенный пессимизм: Минэк не исключает падения ВВП на 7,5%

Такие оценки содержатся в консервативном прогнозе министерства

Как отмечает Табах, в будущем может быть достигнут баланс интересов в фискальной политике по сравнению с временами, когда на экономике была бюджетная «смирительная рубашка».

— В небольшом дефиците бюджета — ключевое слово «небольшой» — никакой катастрофы нет. У России сейчас маленький долг, который можно увеличивать. Вопрос: до какой степени увеличивать, чтобы он оставался маленьким? Слишком же сильное наращивание долга может привести к финансовому кризису, как в Аргентине (где недавно был объявлен очередной за последние 20 лет дефолт. — Прим. «Известий»). Другие страны расплачиваются за это регулярными девальвациями. Страна, полагающаяся на экспорт нефти, так или иначе должна создавать резервы. А долговые рынки могут закрыться из-за санкций. Низкий долг — это ресурс, как говорит [председатель ЦБ РФ Эльвира] Набиуллина. Сейчас он используется, но так может быть не всегда. Плоха и излишняя мягкость, и излишняя жесткость. Нужно проводить какой-то баланс.

Источник: iz.ru

Бизнес журнал