РЭЦ продолжает рассматривать происходящие сегодня в мире события не только как новые риски, но также как новые шансы для российских экспортеров. Модернизируя наш подход к оказанию господдержки, мы не только отталкиваемся от сегодняшних реалий, обусловленных непростой ситуацией, но и параллельно выстраиваем стратегию на ближайшее будущее, когда рыночная и мировая конъюнктура станет более прогнозируемой.
Сегодня в условиях мировых ограничений и пандемии экспортеры столкнулись с растущими рисками, новыми вызовами и барьерами при выходе на глобальные рынки. Соответственно, для сохранения существующих и поиска новых ниш на мировых рынках кратно возросла потребность в государственной поддержке как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны банков, финансирующих экспортно ориентированные проекты. Только за первое полугодие 2020-го спрос на услуги по поддержке экспорта увеличился на 30%, и это в том числе говорит о том, что в целом поддержка институтов развития всегда носит контрциклический характер, то есть в более сложной рыночной ситуации к нам начинают обращаться чаще.
Наша основная задача — повысить конкурентоспособность экспортеров на зарубежных рынках с помощью широкого спектра наших услуг. Однако это не исключает и роль самого бизнеса. Актуализация экспортной стратегии и производство конкурентного продукта по-прежнему остаются в руках экспортера. РЭЦ не заменяет рыночные компетенции, но всеми силами помогает их наращивать и предлагает те решения, которые помогут экспортерам реализовать свою стратегию. Так, в нашем портфеле услуг представлена «Школа экспорта» — образовательный элемент, направленный прежде всего на представителей малого и среднего бизнеса. В рамках обучающих курсов мы рассказываем про все особенности экспорта — начиная от заключения экспортного контракта, юридических рисков и заканчивая валютным контролем и прохождением таможенных процедур. Также мы помогаем экспортерам с продвижением их продукции — это поддержка их участия в международных тендерах и проектах, в целевых выставках и бизнес-миссиях, а также содействие в развитии экспорта по каналам электронной торговли.
Нашими услугами пользуется широкий круг клиентов, начиная от представителей малого бизнеса с экспортными контрактами в 100 тыс. рублей и заканчивая крупнейшими экспортерами из топ-200 промышленного сектора — это машиностроители, металлурги, производители удобрений.
Наша миссия перед предпринимателями заключается в создании стратегии сотрудничества и нахождении правильных инструментов, отвечающих потребностям экспортера. В этом плане РЭЦ имеет большой опыт и полный набор продуктов. Помимо упомянутых выше нефинансовых продуктов, входящие в группу РЭЦ структуры предоставляют различные механизмы финансовой поддержки: страховое агентство ЭКСАР обеспечивает защиту от рисков, связанных с экспортной деятельностью, АО РОСЭКСИМБАНК предоставляет различные формы экспортного финансирования. Вместе с банками и международными финансовыми институтами мы поддерживаем как самого экспортера, так и покупателей российской продукции. Наш портфель услуг содержит в том числе кредитование и страхование проектов в инвестиционной фазе для компаний, планирующих расширить свои мощности с ориентацией на экспорт.
Мы замечаем, что с выходом на посткоронавирусный этап компании начинают формулировать новые запросы. Это прежде всего касается поддержки тех рынков сбыта, на которых они уже присутствуют. Для этого им необходимы конкурентоспособное финансирование и помощь в предоставлении выгодных условий для покупателей. Нам удалось существенно расширить список инструментов, в рамках которых АО РОСЭКСИМБАНК, входящий в группу РЭЦ, сможет предоставлять финансирование по специальным ставкам — в дополнение к классическим кредитным инструментам мы включили в нашу программу договоры финансирования с применением аккредитивов, а также договоры факторинга.
Еще одним важным запросом от экспортеров стал поиск новых рынков и новых ниш. Со своей стороны мы можем предложить наш продукт по поиску партнеров, включающий определение основных рынков сбыта их продукции и установление деловых контактов с потенциальными контрагентами. Особенность нашего подхода заключается в том, что мы стараемся исходить от спроса на рынке, а не от предложения. То есть получать от иностранных покупателей запрос и подыскивать им соответствующего партнера в России, что в результате обеспечивает высокую вероятность заключения экспортером перспективного и желаемого контракта.
В заключение подчеркну, что в вопросе восстановления экономики и получения преимущественных выгод на внешних рынках будет выигрывать та страна, которая будет готова реагировать на изменения внешнего мира посредством гибкости внутренних процессов системной поддержки, выстраиваемой в первую очередь исходя из потребностей национального предпринимателя. Мы делаем акцент на «моменте», трансформируя свои продукты в соответствии с новыми вызовами.
Автор – старший вице-президент группы РЭЦ и генеральный директор АО «ЭКСАР», входящего в группу РЭЦ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник: